Как готовить данные для движения по азимутам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИСКИТИМСКАЯ РАЙОННАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»

ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 

Как готовить данные для движения по азимутам

 

 

Рис. Определение магнитного азимута по карте

Топографические карты составляются листами, у которых боковые стороны ограничены линиями истинных меридианов. На каждом листе карты наносится километровая сетка. Вертикальные линии сетки не параллельны линиям меридианов, а составляют с ними некоторый угол, называемый сближением меридианов. Величина сближения указывается на схеме в нижней части карты. На той же схеме показывается значение угла между истинным и магнитным меридианами. Этот угол называется склонением магнитной стрелки.

Определять азимуты по карте можно с помощью транспортира. Отсчет производят обычно от вертикальных линий километровой сетки. Полученные значения так называемых дирекционных углов переводят в магнитные азимуты путем прибавления или вычитания соответствующей поправки. Как выполняются эти действия, разберем на примере.

Рис.  Подготовка данных для

движения по азимутам.

Допустим, нам требуется определить магнитный азимут направления с кургана на мост (рис.). Соединим эти две точки прямой линией. Угол по ходу часовой стрелки между северным направлением вертикальной линии километровой сетки и направлением на предмет будет дирекционным углом. Для измерения углов воспользуемся транспортиром. Отсчет по шкале транспортира составляет 120°. Теперь обратимся к схеме, помещенной в нижней части рисунка. От вершины углов, обозначенных на схеме,' проведем произвольную прямую О А и отчертим дугами углы, которые составляет эта прямая с вертикальной линией сетки и с линией магнитного меридиана. Первый угол (Ду) нам известен, он равен 120°; второй угол — магнитный азимут (Л м) — требуется определить. Пользуясь схемой, на которой даны значения сближения и склонения, нетрудно найти поправку для перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту. В данном случае она будет равна 8°. В зависимости от положения углов на схеме поправка прибавляется к дирекционному углу или вычитается из него. В нашем примере поправку нужно прибавить к дирекционному углу, и магнитный азимут будет равен 128°.

ТАБЛИЦА ДАННЫХ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО АЗИМУТАМ

 

Участок пути

Магнитный азимут (Аи) в градусах

Расстояние в парах шагов

Сходы — перекрестен просек

30

627

Перекресток просек — дом лесника

322

387

1

Рис. Схема и таблица данных для движения по азимутам.

Для того чтобы подготовить данные для движения по азимутам, прежде всего нужно по карте изучить местность и наметить по маршруту движения ориентиры, которые необходимы для контроля движения. Количество ориентиров и расстояния между ними устанавливают в зависимости от характера местности, по которой предстоит двигаться, и от времени суток. Очевидно, что при движении днем по открытой местности можно обойтись меньшим количеством ориентиров, намечая их через 1—2 км, а при движении в лесу или ночью ориентиры нужно намечать чаще. В качестве ориентиров можно выбрать любые предметы, хорошо опознаваемые на местности (ямы, перекрестки дорог, курганы и т. п.). При движении ночью в качестве ориентиров надо использовать такие местные предметы и детали рельефа, которые можно опознать в темноте.

Показанный на рис. маршрут проходит по лесу; протяженность его небольшая, и мы ограничились лишь одним поворотным ориентиром — перекрестком просек. Определение магнитных азимутов выполняем в такой последовательности. Выбранные по маршруту ориентиры соединяем прямыми линиями, но так, чтобы каждая линия пересекала одну из вертикальных линий километровой сетки. На рис. направление Сходы — пересечение просек продолжено до пересечения его с километровой линией, обозначенной числом 40, а следующее направление продолжено до пересечения с линией, у которой подписано число 4L

Затем измеряем транспортиром углы между северным направлением вертикальной километровой линии и направлением на предмет по ходу часовой стрелки. Они получились равными: для направления Сходы — перекресток просек — 41°, а для направления перекресток просек — дом лесника — 333°.

Если движение будет совершаться пешим порядком, то расстояния в метрах нужно перевести в пары шагов. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м. Для большей точности необходимо проверить длину своего шага. Лучше всего это сделать на шоссейной дороге с километровыми столбами. Допустим, в одном километре получилось 833 пары шагов. Значит, средняя длина пары шагов равна 1,2 м (1000:833).

Данные для движения по азимутам сводятся в таблицу и приводятся на схеме движения, составленной по карте (рис.)


назад                                               вперед 

Дата последнего обновления страницы 06.02.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения