Рис. Определение магнитного азимута по карте
Топографические карты составляются листами, у которых боковые стороны ограничены линиями истинных меридианов. На каждом листе карты наносится километровая сетка. Вертикальные линии сетки не параллельны линиям меридианов, а составляют с ними некоторый угол, называемый сближением меридианов. Величина сближения указывается на схеме в нижней части карты. На той же схеме показывается значение угла между истинным и магнитным меридианами. Этот угол называется склонением магнитной стрелки.
Определять азимуты по карте можно с помощью транспортира. Отсчет производят обычно от вертикальных линий километровой сетки. Полученные значения так называемых дирекционных углов переводят в магнитные азимуты путем прибавления или вычитания соответствующей поправки. Как выполняются эти действия, разберем на примере.
Рис. Подготовка данных для
движения по азимутам. |
Допустим, нам требуется определить магнитный азимут направления с кургана на мост (рис.). Соединим эти две точки прямой линией. Угол по ходу часовой стрелки между северным направлением вертикальной линии километровой сетки и направлением на предмет будет дирекционным углом. Для измерения углов воспользуемся транспортиром. Отсчет по шкале транспортира составляет 120°. Теперь обратимся к схеме, помещенной в нижней части рисунка. От вершины углов, обозначенных на схеме,' проведем произвольную прямую О А и отчертим дугами углы, которые составляет эта прямая с вертикальной линией сетки и с линией магнитного меридиана. Первый угол (Ду) нам известен, он равен 120°; второй угол — магнитный азимут (Л м) — требуется определить. Пользуясь схемой, на которой даны значения сближения и склонения, нетрудно найти поправку для перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту. В данном случае она будет равна 8°. В зависимости от положения углов на схеме поправка прибавляется к дирекционному углу или вычитается из него. В нашем примере поправку нужно прибавить к дирекционному углу, и магнитный азимут будет равен 128°.
ТАБЛИЦА ДАННЫХ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПО АЗИМУТАМ
|
Участок пути |
Магнитный азимут (Аи) в градусах |
Расстояние в парах шагов |
Сходы — перекрестен просек |
30 |
627 |
Перекресток просек — дом лесника |
322 |
387
1 |
Рис. Схема и таблица данных для движения по азимутам. |
Для того чтобы подготовить данные для движения по азимутам, прежде всего нужно по карте изучить местность и наметить по маршруту движения ориентиры, которые необходимы для контроля движения. Количество ориентиров и расстояния между ними устанавливают в зависимости от характера местности, по которой предстоит двигаться, и от времени суток. Очевидно, что при движении днем по открытой местности можно обойтись меньшим количеством ориентиров, намечая их через 1—2 км, а при движении в лесу или ночью ориентиры нужно намечать чаще. В качестве ориентиров можно выбрать любые предметы, хорошо опознаваемые на местности (ямы, перекрестки дорог, курганы и т. п.). При движении ночью в качестве ориентиров надо использовать такие местные предметы и детали рельефа, которые можно опознать в темноте.
Показанный на рис. маршрут проходит по лесу; протяженность его небольшая, и мы ограничились лишь одним поворотным ориентиром — перекрестком просек. Определение магнитных азимутов выполняем в такой последовательности. Выбранные по маршруту ориентиры соединяем прямыми линиями, но так, чтобы каждая линия пересекала одну из вертикальных линий километровой сетки. На рис. направление Сходы — пересечение просек продолжено до пересечения его с километровой линией, обозначенной числом 40, а следующее направление продолжено до пересечения с линией, у которой подписано число 4L
Затем измеряем транспортиром углы между северным направлением вертикальной километровой линии и направлением на предмет по ходу часовой стрелки. Они получились равными: для направления Сходы — перекресток просек — 41°, а для направления перекресток просек — дом лесника — 333°.
Если движение будет совершаться пешим порядком, то расстояния в метрах нужно перевести в пары шагов. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м. Для большей точности необходимо проверить длину своего шага. Лучше всего это сделать на шоссейной дороге с километровыми столбами. Допустим, в одном километре получилось 833 пары шагов. Значит, средняя длина пары шагов равна 1,2 м (1000:833).
Данные для движения по азимутам сводятся в таблицу и приводятся на схеме движения, составленной по карте (рис.)
назад вперед