Искусство изображать земную поверхность так же старо, как само изучение нашей планеты. Невозможно установить, когда человек составил первую карту. Известно только, что за много тысячелетий до нашей эры человек уже хорошо знал окружающую местность и умел изображать ее с помощью рисунков, так называемых пиктограмм, что в переводе означает картинопись. «Возраст» самых ранних из пиктограмм, обнаруженных в разных странах, ученые определяют примерно в 15 тысяч лет.
В дальнейшем на протяжении тысячелетий развития человечества, наряду с эволюцией письменности, развивались и совершенствовались способы наглядного изображения местности. Вначале это привело к созданию чертежей, на которых линиями и условными рисунками изображались реки, озера и другие предметы местности.
Переход к оседлости, развитие земледелия и ремесел вызвали потребность в более точных графических изображениях местности. При рабовладельческом строе в античном мире составление карт достигло большого развития. Греки установили шарообразность Земли и ее размеры, ввели в науку картографические проекции, меридианы и параллели. Римляне широко пользовались картами как в административных, так и в военных целях.
Конечно, все эти картографические произведения ввиду скудности, неточности и ограниченности сведений о земной поверхности были весьма не совершенны. Известный древнегреческий историк Геродот так оценивал эти карты: «Смешно глядеть, как из множества составителей землеописаний ни один не показал вида Земли толково».
На протяжении средних веков достижения древней картографической науки оказались надолго позабытыми. Церковь ступила в жестокую борьбу с научными представлениями о строении и генезисе мира. Картография, как и другие науки, стала на службу религии.
Средневековые карты приближались к живописному изображению местности на карте. Картографы и ученые того времени, скрывая свое географическое (незнания) неведение, рисовали на карте разнообразные художественные рисунки: обжитые места — фигурами людей, пустыни и леса «заселялись» дикими зверями, моря украшались рисунками кораблей и морских животных.
Эпоха грандиозных географических открытий создала обстановки для подъема картографической науки. Мореплавателям нужна была хорошая, правдивая карта. В XVI веке начали появляться карты, построенные в новых картографических проекциях. По мере расширения географических познаний живописные иллюстрации сначала переместились на поля карты, а затем исчезли вовсе, но изображения объектов местности еще долго давались в перспективном рисунке. Постепенно этот способ изображения, лишенный точности в передаче местности, уступил место условным знакам. В XIX веке начали производить топографические съемки на точной геодезической основе. Рельеф на таких картах вначале изображался штрихами, а затем на смену этому способу приходит более совершенный — способ горизонталей. Из одноцветного чертежа с грубыми условными знаками, небрежно выполненными подписями, карта превратилась в красочный, изящный, художественно исполненный документ о местности.
Так, пройдя большой путь развития, топографическая карта приняла наконец знакомый, привычный для нашего глаза вид.
назад вперед